Главная
страница


  • Энциклопедии
  • Б М Э
  • Литература для специалистов
  • Статьи
  • Анализы
  • Рефераты
  • Фотогалерея
  • Беременность
  • Все о сексе
  • Тесты онлайн
  • Книги
  • English articles
  • Медицинское оборудование

    Rambler's Top100
    bigmir)net TOP 100
  • ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИИ ЗА РЕБЕНКОМ 2 ЛЕТ

    В программе наблюдений (таблицы 1-9) описаны умения и навыки, которые появляются у младенца к определенному периоду развития. Также представлен общий план действий родителей. Эта программа поможет вам лучше понять малыша, активно строить контакт с ним. Помните, что незначительные задержки или опережения вполне допустимы.

    Таблица 1

    Возраст 2-3,5 месяца

    Умения и навыки

    Языковые навыки

    Общий план действий

    Младенец улыбается голосу, у него появляются интерес и положительное отношение к людям. Совершенствуются зрительные реакции: фиксирует взгляд на предметах, видит предметы на расстоянии, прослеживает взглядом перемещение предметов, рассматривает простые яркие картинки.

    Обращает внимание на подвешенные игрушки, рассматривает их, пытается дотронуться. Ребенок поднимает голову и удерживает ее, поднимается на локтях.

    Вокализирует спонтанно, издает отдельные “гукающие” звуки.

    С желанием ухаживайте за ребенком, не давайте ему долго плакать, успокаивайте и отвлекайте его, ищите причину плача и пытайтесь устранить ее. После кормления кладите на 5-10 минут ребенка па живот 3 раза в день. Привлекайте ребенка погремушками, задевайте за них его рукой. Игрушки должны напоминать птицу, человека, животного, они не должны издавать слишком громких и резких звуков. Ухаживая за ребенком, ласково беседуйте с ним. Произносите его гуканье, но не мешайте малышу, когда он вокализирует сам с собой. Улыбайтесь ребенку!

    Таблица 2

    Возраст 3,5-4,5 месяца

    Умения и навыки

    Языковые навыки

    Общий план действий

    У младенца появляется потребность в общении со взрослыми, возникает способность захватывать и доставать игрушки, увеличивается интерес к зрительному обследованию окружающего мира. Выражен интерес к собственной руке. Появляется оживленная эмоциональная реакция, сопровождающаяся двигательной и голосовой активностью, при виде взрослых людей, особенно близких. Малыш стремится ощупывать предметы, крик становится разным, он учится “управлять” поведением мамы. Когда ребенок готов к общению, он улыбается, гулит.

    Малыш играет со звуками, вокализация используется в общении со взрослыми. Руление.

    Общайтесь с ребенком так, чтобы он почувствовал, что его любят и о нем заботятся, не давайте ему подолгу кричать. Разговаривайте и играйте с ним, ведите себя естественно и доброжелательно. Не сюсюкайте с малышом, по старайтесь, чтобы ваш разговор вызвал радостную реакцию. Если ребенок никак не может ухватить игрушку, после 3-4-й попытки помогите ему, вложите игрушку малышу в руки. Гуляйте с ребенком па улице и по дому, пусть у него будут новые впечатления.

    Таблица 3

    Возраст 4,5—6 месяцев

    Умения и навыки

    Языковые навыки

    Общий план действий

    Учится контролировать движения головы и рук, позу, обследовать предмет указательными пальцами. Малыш часто повторяет с предметами одно и то же действие. Осваивает простые движения: доставапие, похлопывание, размахивание. Ребенок способен следить за взглядом взрослого. Захватывает игрушку, садится, старается сидеть прямо.

    Ребенок часто выражает свое удовольствие голосом, выговаривает гласные звуки — “а”, “о”; согласные — “б”, “д”, “м”, “п”. Учится произносить слоги: “ма”, “ай”, “та”, “па”,“агу”, “ба”. Исчезновение вокализации в момент общения со взрослыми.

    Активно разговаривайте с ребенком, повторяйте слоги, реагируйте на “речь” малыша, выражайте свою любовь. Смотритесь вместе в зеркало, играйте в игрушки, называя предметы. Учите собирать предметы в коробки. Ребенок должен некоторое время играть самостоятельно. Показывайте ребенку предметы разной величины и формы, он будет их изучать с особым интересом.

    Таблица 4

    Возраст 6-8 месяцев

    Умения и навыки

    Языковые навыки

    Общий план действий

    Малыш контролирует позу при сидении. Возникает реакция па чужих, незнакомых людей. Ребенок осваивает игры “Ладушки”, “Забодаю”, где выполняются одинаковые действия. Манипулирует 2 предметами, учится вкладывать предметы друг в друга. Замечает и интересуется мелкими предметами: пуговицами, крошками, перышками. Будьте осторожны — может подавиться! Играет с куклой, трогает глаза, рот указательным пальцем уверенно. Учится ползать. Узнает родных, ждет и радуется их появлению.

    Развивается лепетпое говорение, учится прислушиваться к речи взрослого. Понимает интонации: сердитая, радостная, грустная. Вокализирует при игре. Произносит слоги: “ба - да -агу - а-а” в сочетании друг с другом.

    Говорите с ребенком о том, что происходит вокруг в данный момент. Обращайте внимание на предметы. Побуждайте ребенка к действиям: покачай головой, похлопай, возьми, похлопай в ладоши. Рассматривайте книжки-раскладушки. Чем больше вы будете разговаривать, тем быстрее ребенок заговорит. Играйте с ребенком в “Прятки”, используя платок. Играйте в “Ладушки” и “Кыш — полетели, на головку сели”. Показывайте малышу, как включается свет, крутится ручка и т. д. Учите ребенка пить из чашки.

    Таблица 5

    Возраст 8 -10 месяцев

    Умения и навыки

    Языковые навыки

    Общий план действий

    В течение данного периода совершенствуется контроль позы при стоянии, ребенок делает первые шаги. Малыш все рассматривает (узоры на ковре, цветы на клеенке и т. п.). Возникают манипуляции с предметами. Катание мяча, нажимание кнопки звонка, вкладывание коробочек друг в друга, самостоятельное использование бутылочки, вращение деталей. К концу периода ребенок общается с помощью жестов, произнося определенные звуки. Откликается на свое имя. Поднимает руки, показывая: “Возьми меня”. Оживляется при посторонних.

    Понимание значения некоторых слов, произношение первых слогов. Выражение эмоционального отношения своеобразным звукосочетанием.

    По-прежнему, разговаривая с ребенком, произносите одни и те же слоги, фразы, небольшие стихотворения. Слова должны соответствовать действиям, которые выполняет взрослый. Когда ребенок “говорит”, попытайтесь понять, что он имеет в виду. Радуйтесь вместе произношению отдельных звуков. Научите малыша отвечать на вопрос: “Где картина?” — и смотрите в сторону картины. Показывайте глаза у игрушки. Обучайте ребенка постепенно по 5-10 минут. Вернитесь к обучению через день. Внимательное отношение, терпение, радость помогут контакту с малышом.

    Таблица 6

    Возраст 10-12 месяцев

    Умения и навыки

    Языковые навыки

    Общий план действий

    Увеличивается подвижность ребенка, многие дети начинают перемещаться по комнате, квартире. Пользуясь помощью взрослых, с удовольствием ходят, исследуют окружающий мир. Дети стараются обследовать все, что попадается под руку, очень любят играть с водой. Дети все ощупывают, переворачивают, подносят ко рту, опрокидывают, катают взад и вперед, бросают, просовывают пальцы в маленькие отверстия и т. д. Интерес к книгам — рассматривают и переворачивают страницы. Находят потерянные предметы. Радуются одобрению близких. Зовут на помощь. Заметно появление памяти. Машут рукой на прощание. Не любят оставаться одни.

    Появляются первые слова, которые понимают только близкие.

    Увеличивается количество слов, которые ребенок понимает: “на” — возьми, мама, папа.

    Учитесь понимать ребенка. Поддерживайте в нем ощущение любви и заботы. Говорите с малышом просто и ясно, рассматривайте картинки, рассказывайте, что нарисовано, и задавайте вопросы: “Где?” или “Покажи...”. Научите ребенка показывать на части вашего или собственного тела: иос, глаза. Также его легко научить показывать стол, лампу, цветы, картину и т. п. Необходимо как можно раньше дать понять ребенку, что для него опасно. Обеспечьте его свободное передвижение, но спрячьте вещи, которые нельзя трогать. Постепенно учите ребенка общаться с чужими людьми. Не оставляйте его надолго одного.

    Таблица 7

    Возраст 12—15 месяцев

    Умения и навыки

    Языковые навыки

    Общий план действий

    Ходит без поддержки, стал прямоходящим существом. Пробует разные варианты походки. Заползает вниз-вверх по ступенькам. Выполняет движения: встал — пошел — пополз. Использует расческу, посуду, зубную щетку, открывает шкафы, бросает мяч руками. Появляется память, возникают ассоциации по цвету, мягкости (киса — кошка, воротник, игрушка). Изучает вещи: открывает, закрывает.

    Произносит 4—5 понятных слов. Использует согласные: “б”, “к”, “д”, “г”. Слова короткие. Произносит слова частично (мяч — “мя”), показывает жестами “нет”, “да”. Знает имена близких. Выполняет простые указания. Смеется над веселыми сценками.

    Общение по-прежнему доброжелательное. Играйте в мяч, в “Звуки” (“Как говорит собачка?” — “Гав-гав”). Катайте малыша на плечах. Следите за тем, чтобы не залез на высокие предметы и не упал. Особое место игры — кухня. Внимательно наблюдайте за игрой “повара”. Учите малыша самостоятельно одеваться и раздеваться. Обучите ребенка слову “нельзя” и объясните — почему. Играя с малышом, говорите!

    Таблица 8

    Возраст 15-18 месяцев

    Умения и навыки

    Языковые навыки

    Общий план действий

    Понимает простую речь, ходит по кругу, возвращается назад, останавливается, чтобы поднять игрушку, карабкается на мебель. Открывает ящики, бросает мяч всей рукой. Макает в молоко сухарики. Сортирует предметы по форме, составляет пирамиду, учитывая размеры колец. Находит знакомые картинки в книжке, показывает животных на улице и дома в книжке. Меньше беспокоится, если остается один. Может мысленно воспроизвести образ человека, когда того нет рядом.

    Говорит 10-20 понятных слов. Использует полные слова. Соединяет два простых слова (“баба-баба”). Составляет предложения: “Иди, пока-пока!”. Лепечет на своем языке. Понимает слова: “вниз”, “вверх”, “из”, “горячо”, “другие”.

    Играйте с ребенком в пирамиду и кубики. Пусть показывает части тела. Вместе танцуйте под музыку. Играйте в “Прятки” и “Салочки”. Игра “Рожицы” — копирование вашей мимики. Рисуйте для малыша и вместе с ним. Это развивает речь и воображение. Пойте для него и с ним, особенно когда чем-либо занимаетесь. Говорите о том, что делаете. Но не говорите слишком много такой речью, за которой малышу сложно уследить.

    Делайте паузы. Предлагайте право выбора: “Тебе яблоко или апельсин?”. Пусть ребенок ответит. Обращайтесь к нему по имени и не старайтесь особо исправлять речь. Дети просто экспериментируют со словами.

    Таблица 9

    Возраст 18-24 месяца

    Умения и навыки

    Языковые навыки

    Общий план действий

    Раздумывает перед действием, понимает речь, приближенную к повседневной. Бегает, смотрит под ноги на возможные препятствия. Прыгает на месте и вперед. Ходит по ступенькам без помощи, открывает двери. Разворачивает обертки. Снимает одежду, моет руки. Строит башню из шести кубиков. Играет с листом бумаги. Мысленно представляет себе задачу, потом ее выполняет. Старается рисовать линии, кружочки. Учится рассуждать, уже способен выполнять двухступенчатые задания: “Иди, принеси кружку”. Способен гневаться: кричит, кусается, хнычет.

    Говорит 20—50 понятных слов. Пытается произносить слова, состоящие из нескольких слогов. Отвечает на простые вопросы: “Что делает собачка?”. Составляет предложения из трех слов. Говорит мало, но понимает все. Любит “загадочные” слова: вертолет, самосвал, которые произносит с ошибками. Поет.

    Пусть помогает вам по дому. Занимайтесь с ним гимнастикой. “Читайте” вместе книжки с картинками, время от времени оставляйте ребенка одного. Разрешите малышу переставлять мебель (стулья, ящики). Помогайте ему наводить порядок в доме. Продолжайте вместе рисовать. Побуждайте ребенка выражать свое настроение: “Тебе весело?”, “Как ты себя чувствуешь?”.



    Содержание






    Создатели сайта не присваивают себе авторские права.
    Данный сайт является всего лишь медицинской библиотекой.
    Вся информация взята из открытых источников, либо прислана авторами.
    Если нарушены чьи-либо авторские права, просьба написать администрации сайта.

    ©Copyright. 2002-2017 ®All rights reserved.