Главная
страница


  • Энциклопедии
  • Б М Э
  • Литература для специалистов
  • Статьи
  • Анализы
  • Рефераты
  • Фотогалерея
  • Беременность
  • Все о сексе
  • Тесты онлайн
  • Книги
  • English articles
  • Медицинское оборудование

    Rambler's Top100
    bigmir)net TOP 100
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ПРОГРАММЫ МОДИФИКАЦИИ ДИЕТЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

    Е. Потешных
    E. Poteshnich

    Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются лидирующей причиной смертности в США и в большинстве развитых стран. Эпидемиологические исследования связывают ССЗ с образом жизни (курение, малая подвижность, переедание, употребление большого количества насыщенных жиров и натрия). Подобный стиль жизни, усвоенный в детстве и юношестве, закладывает базу для развития атеросклероза. Школы являются идеальным местом для осуществления профилактических программ. В 1980-х годах была разработана программа "Испытания среди детей и подростков для здоровья сердца и сосудов" (The Child and Adolescent Trial for Cardiovascular Healht - CATCH), имеющая целью профилактику ССЗ среди молодежи.
    Исследования выполняли 4 центра, расположенных в Калифорнии, Луизиане, Миннесоте и Техасе, на базе 96 начальных школ со значительными этническими и географическими различиями. Мультикомпонентное вмешательство осуществлено в 56 школах, 40 школ были контрольными. В исследование были вовлечены 5106 школьников (средний возраст на момент начала исследования 8,76 года, 3-й класс). Рандомизацию проводили после выполнения всех исходных измерений. Школы, где проводилось вмешательство, в дальнейшем были рандомизированы на две равные подгруппы. В школах первой подгруппы была реализована программа, включавшая модификацию школьного питания, уроков физического воспитания (ФВ) и CATCH-обучение в школе. В школах второй группы, помимо школьной программы, осуществлялось и семейное обучение. В школах контрольной группы проводились мероприятия в рамках обычных школьных программ здоровья, ФВ и питание не подвергались модификации. Программы CATCH выполнялись до окончания 5-го класса.
    Программа САТСН предусматривала обеспечение школьников вкусными завтраками с пониженным содержанием жирных кислот (до 30% от общей калорийности; в том числе насыщенные кислоты - 10%) и натрия (до 600 - 1000 мг в порции); персонал, занятый приготовлением пищи
    , проходил однодневное обучение в начале каждого учебного года. Кроме того, увеличивалось время занятий ФВ до 40% классного времени с повышением физической нагрузки от умеренной до сильной; учителя ФВ также проходили полуторадневное обучение в начале каждого учебного года. У каждого школьника определяли уровень холестерина (ХС) в сыворотке. Вторая группа задач включала модификацию психосоциальных факторов, достижение самоконтроля диеты и физической нагрузки, а также измерение систолического артериального давления (АД). Классное обучение состояло из специальных уроков по 30 - 40 мин (от 15 до 24 уроков), построенных в игровой форме и имеющих целью привить правильное отношение к питанию и физической активности. Кроме того, в 5-х классах проводились занятия по профилактике табакокурения. Учителя, проводившие данные уроки, также проходили полуторадневное обучение в начале каждого учебного года. Домашнее обучение включало "активные пакеты", посылаемые школьникам на дом и дополнявшие школьное обучение, а также привлекающие взрослых к участию в обучении.
    В школах, где проводилось вмешательство, доля энергии, получаемой из жирных кислот, уменьшилась в большей степени (с 38,7 до 31,9%), чем в контрольных (с 38,9 до 36,2%; р < 0,001); интенсивность физической активности
    на уроках ФВ по сравнению с контрольными школами значимо возросла (р < 0,02). Сообщаемое учениками ежедневное потребление энергии из жирных кислот значимо уменьшилось в школах с вмешательством (с 32,7 до 30,3%) по сравнению с контрольными школами (с 32,6 до 32,2%; р < 0,001). Увеличилась и дневная активность, сообщаемая учениками (58,6 мин против 46,5 мин; р < 0,003). Показатели АД, массы тела и содержания ХС в школах разных групп значимо не различались. Не отмечено также какого-либо негативного влияния данного вмешательства на рост или развитие детей.
    Испытание программы CATCH показало, что политика и практика школ могут быть модифицированы без существенных затрат школьных ресурсов или времени. Для осуществления данных школьных программ потребовалось минимальное, но эффективное обучение существующего школьного персонала. Наблюдаемые изменения способствовали формированию здорового образа жизни. Охват данными программы всех школьников позволит достичь долговременных успехов в профилактике ССЗ. Таким образом,
    CATCH представляет собой программу содействия здоровью, основанную на школьном воспитании и позволяющую обеспечить эффективную и приемлемую для американских школ первичную профилактику ССЗ.

    Литература:

    Luepker RV, Perry CL, McKinlay SM, et al. Outcomes of a Field Trial to Improve Children's Dietary Patterns and Physical Activity. JAMA 1996;275:768-76.


    Источник: Русский Медицинский Журнал






    Создатели сайта не присваивают себе авторские права.
    Данный сайт является всего лишь медицинской библиотекой.
    Вся информация взята из открытых источников, либо прислана авторами.
    Если нарушены чьи-либо авторские права, просьба написать администрации сайта.

    ©Copyright. 2002-2017 ®All rights reserved.