Главная
страница


  • Энциклопедии
  • Б М Э
  • Литература для специалистов
  • Статьи
  • Анализы
  • Рефераты
  • Фотогалерея
  • Беременность
  • Все о сексе
  • Тесты онлайн
  • Книги
  • English articles
  • Медицинское оборудование

    Rambler's Top100
    bigmir)net TOP 100
  • ИНТОКСИКАЦИЯ КЛОЗАПИНОМ, ИНДУЦИРОВАННАЯ ЭРИТРОМИЦИНОМ

    Р. Елагин
    R. Elagin

    Клозапин (лепонекс, азолептин) - трициклический бензодиазепиновый антипсихотический препарат - используется в лечении шизофрении, резистентной к другим нейролептикам. Терапевтический интервал концентраций клозапина еще не известен, однако в ряде исследований показано, что концентрация препарата в сыворотке 100 - 800 мкг/л может коррелировать с хорошим терапевтическим эффектом. После абсорбции клозапин подвергается метаболизму первого прохождения через печень и в значительной степени (95%) связывается с белками плазмы. Клозапин метаболизируется в печени под действием микросомальных ферментов, по-видимому, CYP2D6 или CYP1A2 и CYP3A.
    Документально подтверждено, что многие лекарственные препараты влияют на обмен клозапина. Так, циметидин повышает концентрацию клозапина в сыворотке на 57%, а фенитоин и карбамазепин существенно снижают ее. Поскольку указанные препараты могут быть субстратами различных ферментов печени, можно предположить, что в метаболизме клозапина принимают участие многие ферментные изоформы.
    Авторы статьи описывают зарегистрированный впервые случай интоксикации клозапином на фоне приема эритромицина. Установлено, что эритромицин избирательно ингибирует CYP3A-фермент, тем самым повышая концентрации ряда лекарственных веществ.
    34-летний мужчина поступил в отделение неотложной терапии с прогрессирующим в течение 3 дней ухудшением психического статуса. Из анамнеза было выяснено, что он страдает шизофренией с 17-летнего возраста. За 3 дня до поступления он начал принимать эритромицин в дозе 999 мг/сут по поводу инфекции нижних дыхательных путей. Количество лейкоцитов крови в тот момент составляло 10,8 тыс/мкл. Помимо этого, он принимал другие лекарственные препараты, в том числе клозапин - 600 мг на ночь. На следующий день у него появились постепенно усиливающаяся сонливость, расстройства передвижения и координации. За день до поступления были отмечены дизартрия, дезориентация, недержание мочи и кала. При
    поступлении результаты физикального обследования, включая неврологический статус, были нормальными, за исключением сонливости и блуждающих движений глазных яблок без признаков поражения центральной нервной системы. Инструментальные исследования выявили церебральную и церебеллярную атрофию. Признаков инфекции по результатам рентгенографии грудной клетки и люмбальной пункции найдено не было. В крови отмечались значительный лейкоцитоз (31 тыс/мкл), гипопротеин- и гипоальбуминемия (21 г/л), концентрация клозапина составляла 1150 мкг/л (измерялась как минимум через 18 ч после последнего приема препарата), концентрации других лекарственных препаратов были в пределах нормы. В стационаре эритромицин и клозапин были отменены, однако последний был снова назначен через 4 дня в дозе 100 мг/сут. Количество лейкоцитов к этому времени уменьшилось до 16 тыс/мкл, психический статус пациента вернулся к прежнему уровню. Постепенно доза клозапина была увеличена до 600 мг/сут. Измеренная через 2 нед концентрация клозапина была равна 358 мкг/л.
    Авторы уверены, что повышение концентрации клозапина, лейкоцитоз и прогрессирующие изменения центральной нервной системы связаны с одновременным назначением эритромицина. Они также полагают, что в увеличении концентрации препарата могло играть роль резкое снижение уровня альбумина в сыворотке, однако оценить вклад гипоальбуминемии трудно.
    В заключение авторы рекомендуют снижать дозу клозапина или выбирать другой антибиотик больным, получающим этот препарат, а также осуществлять тщательный контроль за терапией клозапином в случае, когда назначаются лекарственные вещества, угнетающие ферменты CYP2D6 или CYP3A.

    Литература:

    Cohen LG, Chesley S, Eugenio L, Flood JG, Fisch J, Goff DC. Erythromycin-induced clozapine toxic reaction. Arch Intern Med 1996;156:675-7.


    Источник: Русский Медицинский Журнал






    Создатели сайта не присваивают себе авторские права.
    Данный сайт является всего лишь медицинской библиотекой.
    Вся информация взята из открытых источников, либо прислана авторами.
    Если нарушены чьи-либо авторские права, просьба написать администрации сайта.

    ©Copyright. 2002-2017 ®All rights reserved.